forex trading logo

 

Соцопрос:

Вам нравится дизайн нашего сайта?




Главная Свой салон красоты Дополнительные юридические аспекты деятельности будущего предприятия
Дополнительные юридические аспекты деятельности будущего предприятия
06.11.12 19:16
Дополнительные юридические аспекты деятельности будущего предприятия

Построение взаимоотношений между учредителями

Следующая важная «юридическая» тема – правильное оформление отношений между учредителями фирмы, если они есть (распределение полномочий в компании, ответственности, прибыли). При значительном числе учредителей довольно трудно быстро и оперативно принимать управленческие решения. По причине сложностей во взаимоотношениях между учредителями «развалилось» не одно предприятие. Отнеситесь к этому с особым вниманием. Пока нечего делить, все обычно идет хорошо, а когда появляется прибыль – начинаются трудности.

Перед началом деятельности по созданию предприятия необходимо детально продумать и затем грамотно оформить порядок отношений между учредителями в Учредительном договоре, других документах. Для сохранения юридической силы подобных договоренностей рекомендуем дополнительно проконсультироваться с юристом.

Проще договориться до начала работы фирмы, чем в процессе. Лучше договариваться «на берегу», как говорят опытные бизнесмены.

Обсудите самое главное, права, ответственность, а также способы и критерии оценки работы каждого руководителя и сотрудника.

Если не обратить серьезного внимания на достижение указанных договоренностей, можно заложить под ваш проект «мину замедленного действия».

При необходимости крупных внешних инвестиций для реализации вашего проекта и наличии желания сохранить определенную управленческую независимость в руководстве предприятием, лучшим решением является создание акционерного общества. В этом случае учредители влияют только на разработку и утверждение общих направлений развития. Соблюдается принцип единоначалия.

Оформление прав собственности на помещения будущего предприятия салонного бизнеса

Помещение для будущего предприятия можно приобрести, а можно взять в аренду. Выбор того или иного способа получения прав на помещение (недвижимость) зависит от наличия свободных финансовых средств, последующей стратегии самого предприятия. Экономически более целесообразно приобретение помещения в собственность.

При аренде или приобретении помещения для будущего салона красоты следует обратить серьезное внимание на «юридическую чистоту» этой сделки. В данном случае необходимо внимательно проверить наличие прав собственности у вашего арендодателя (продавца). Случаи афер на рынке недвижимости нередки. Имеет ли арендодатель право сдавать в аренду (субаренду) понравившееся вам помещение? Имеет ли он государственное свидетельство о праве собственности? Временное свидетельство не дает возможности зарегистрировать договор аренды в соответствующем ведомстве, а значит, получить на это помещение всю разрешительную документацию и легально работать. Определенная невнимательность в подобных вопросах может стоить значительных средств, потраченных впустую.

В случае внутренних сомнений по тому или иному помещению следует обратиться к специалистам для дополнительной проверки объекта недвижимости и его владельцев. Также проверяйте наличие «легализации» всех коммуникаций. Известен случай, когда предприниматель в Москве нашел «привлекательное» помещение, однако в отношении этого объекта не были заключены договора с водоканалом, энергосетями. В итоге это привело к прекращению данного проекта и убыткам.

ВНИМАНИЕ!

Многим государственным учреждениям, в том числе медицинским, запрещено сдавать в аренду принадлежащие им помещения для коммерческой деятельности.

Следует внимательно изучить документы на приобретаемое помещение, проверять все лицензии (они должны быть в подлиннике и заверены синей печатью). Внимательно прочитайте уставные документы вашего партнера по сделке, а также сам договор, закрепляющий права собственности на объект недвижимости. Лучше искать помещение через официальных риэлтеров, работающих на рынке не первый год. При необходимости привлеките для проверки документации независимого юриста.

Также проверьте это помещение на наличие задолженностей по всем видам коммунальных платежей. Бывают случаи, когда арендатору помещения приходят счета за телефонные переговоры прежнего хозяина на сумму, сравнимую со стоимостью аренды. Так что, как говорится: «Доверяй, но проверяй».

При проведении переговоров с владельцами об условиях аренды понравившегося вам помещения стоит попытаться выторговать себе «каникулы» по оплате аренды. Дело в том, что некоторые владельцы готовы предоставить отсрочку выплаты аренды на период ремонта и переоборудования. Это может значительно уменьшить ваши затраты на открытие.

Также настаивайте на обязательной и долгосрочной регистрации договора аренды. Если получится, что в договоре будет указана вся сумма аренды, вам удастся значительно сократить расходы вашего предприятия за счет легализации крупной статьи затрат. Это поможет защитить ваши интересы от незаконных требований арендодателя по увеличению арендной платы.

Еще одним важным моментом является маркетинговая проверка помещения. Известен случай, когда два разных владельца-конкурента приобрели через различные риелторские агентства помещения под свои будущие предприятия, сделали ремонт. В итоге оказалось, что их предприятия располагаются в самом близком соседстве, почти дверь в дверь. Одному из этих предпринимателей пришлось перепрофилировать свое предприятие.

Полностью избежать подобных казусов нельзя, однако стоит навести справки через риэлторов, владельцев помещений, чтобы избежать возможных потерь.

Прием, оформление и увольнение сотрудников. Ведение кадровой документации

Кому из руководителей не доставляла серьезную головную боль ситуация с нерадивым сотрудником? Многим. А почему? Да потому, что принять на работу легко, а вот уволить «плохих» работников довольно сложно. Действующий Трудовой кодекс РФ стоит на защите работника.

Времена, когда в салоне красоты специалисты работали без трудовых книжек, уходят в прошлое, хотя и такое еще встречается. Помните – руководитель салона несет персональную ответственность в том случае, если на предприятии работают сотрудники без надлежащего оформления.

Правильное с юридической точки зрения оформление трудовых отношений с работником очень важно для руководителя с позиции предупреждения будущих сложностей, что является лучшим способом борьбы с проблемами.

Проблемы возникают из-за нарушений в ведении документации (что выясняется при проверке компании трудовой инспекцией), а также при увольнении сотрудника.

Действующий Трудовой кодекс РФ дал значительные полномочия трудовым инспекциям. Данным инстанциям поручено проверять состояние кадровой документации на предприятии. За нарушения в ее ведении на руководителя предприятия может быть наложен штраф.

Процесс увольнения (расставания с сотрудником) может не только породить в коллективе негативные настроения, но и существенно осложнить жизнь руководителю.

Уволить сотрудника можно, только собрав значительное количество документов, свидетельствующих о его плохой работе или нарушениях трудовой дисциплины.

Обычно директорами используются три способа увольнения:

• «силовой»;

• по заключению аттестационной комиссии;

• под давлением «компромата».

Первый вариант используется наиболее часто. Так поступают директора, которые «не любят оформлять бумажки». Как правило, на таких предприятиях имеются серьезные нарушения в области трудового права.

Директор за счет имеющихся у него ресурсов ставит неугодному работнику ультиматум и увольняет ненужного сотрудника. Часто при этом грубо нарушаются его основные права, прописанные в Трудовом кодексе. Силовой вариант может дать сбой при увольнении «слишком умного» работника, который знает свои права и готов их отстаивать.

В случае нарушения трудовых прав или давления на него работник может восстановить справедливость через суд, который скорее всего станет на его сторону. При этом суд обяжет предприятие выплатить несправедливо уволенному сотруднику зарплату за период вынужденного пропуска работы. Кроме того, на предприятие-нарушитель обязательно придет проверка из инспекции по труду, которая также может доставить много неприятностей.

Применение системы аттестации при управлении персоналом салонов красоты является удобным и легальным способом поставить всех на свои места. При этом в Трудовом кодексе нет четких ограничений по применению данного метода относительно правил, периодичности и условий аттестации. Администрация обязана лишь известить работников об условиях аттестации за месяц до ее проведения.

Желательно в состав аттестационной комиссии приглашать специалистов по направлениям, которые смогут достойно оценить профессиональные качества работников. В основе аттестационной программы должны лежать положения должностной инструкции, а также требования других внутренних документов данного предприятия.

Решение аттестационной комиссии может стать юридическим основанием для увольнения любого сотрудника. При этом ему очень сложно будет оспорить подобное решение администрации как в суде, так и в других инстанциях.

СОВЕТ

По возможности руководителю не следует самому участвовать в проведении аттестации. В этом случае директору удастся избежать возможных обвинений в «сведении счетов» с тем или иным работником.

Проводить аттестации вполне удобно хотя бы один раз в год. Их результаты можно использовать для дополнительной оценки материального стимулирования, например для повышения или понижения заработных плат.

Третий вариант увольнения встречается редко. Его используют руководители, у которых нет аллергии на составление разнообразной документации.

На работника накапливаются документы по всем фактам нарушений трудовой дисциплины с его стороны. Творческий специалист всегда предоставляет массу подобных возможностей, например опаздывает или рано уходит с работы, нарушает другие пункты Правил внутреннего распорядка или Положения о персонале. В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ директор должен получить от нарушителя объяснительную, провести внутреннее расследование и издать соответствующий приказ о наказании данного работника.

При накоплении достаточного количества подобных документов можно уволить сотрудника по совокупности фактов нарушения трудовой дисциплины. Напомним, что выговоров должно быть не менее трех, а лучше накопите их больше. Дело в том, что по жалобе этого сотрудника на незаконное увольнение суд будет рассматривать все обстоятельства дела и в итоге может признать некоторые факты несущественными. Если в «сухом остатке» в деле останется меньше трех выговоров, то работника могут восстановить на работе.

Однако применить подобный способ увольнения в отношении сотрудников, исполняющих все правила, то есть «живущих по уставу» будет довольно трудно, так как они не дадут вам повода для официальных наказаний.

Процедура увольнения является скорее регулирующей и управляющей, чем карающей. Дело в том, что при отсутствии ответственности не бывает дисциплины.

Также следует учитывать важный момент – наказание эффективно, если человеку есть что терять. В противном случае оно не выполняет своей дисциплинирующей функции. Чтобы процедура увольнения помогала управлению персоналом, должны быть созданы такие условия работы, которые вызывали бы у сотрудников желание «цепляться» за них, не терять.

Ведение договоров со сторонними организациями, в том числе с клиентами

Отношения в нашей стране становятся все более цивилизованными, и силовые методы решения проблем постепенно уступают свое место юридическим.

ВНИМАНИЕ!

Использование силовых и незаконных методов преследуется по закону, а также создает предпосылки для попадания вашего бизнеса в зависимость от криминальных структур.

При оказании медицинских услуг в салоне красоты с клиентом должен быть заключен соответствующий договор. В противном случае защититься от «провокаций» и шантажа со стороны клиентов практически невозможно. К тому же заключение с клиентом договора на оказание услуг является обязанностью предприятия в соответствии с законом «О защите прав потребителей», а также правилами оказания медицинских услуг населению.

Образец договора с клиентом представлен в Приложении 3.

Все взаимоотношения со сторонними организациями тоже лучше оформлять соответствующими договорами. Для чего это необходимо?

Прежде всего, договор защитит ваши интересы при нарушениях со стороны подрядчика. Для этого необходимо в тексте договора предусмотреть условия ответственности сторон.

При закупке оборудования в договоре должны быть подробно расписаны положения о техническом обслуживании закупленного оборудования, о его монтаже и обучении персонала правильной эксплуатации.

Существует также важный момент при указании формулировок об ответственности сторон при нарушении условий договора. Если в договоре будет сказано: «При нарушении условий договора сторона должна заплатить пени и штраф в размере…», вы будете обязаны либо платить, либо взимать указанные суммы, иначе возникнут сложности с налоговой инспекцией. Следует изложить данный пункт договора не в форме утверждения, а в форме описания возможности.

Защита прав интеллектуальной собственности. Торговая марка

Какую интеллектуальную собственность стоит защищать в салонном бизнесе? Прежде всего, успешную торговую марку. Специалисты по вопросам защиты интеллектуальной собственности рекомендуют обязательно регистрировать удачно выбранные торговые марки салона красоты или косметологического центра.

Регистрация проводится на основании законодательства о защите интеллектуальных прав. Занимаются этими вопросами органы Патентного ведомства. Оформление можно поручить патентным поверенным, юристам специальной практики. Процедура эта довольно продолжительна по времени (возможно, не один год), но здесь важно время подачи заявки на вашу интеллектуальную собственность. Что стоит регистрировать? Ваше фирменное название, если оно обладает уникальностью, написание этого названия, фирменный стиль, в том числе логотип и слоган. Последующее отстаивание интересов при нарушении ваших прав будет производиться на основании обращений в соответствующий суд. Процесс этот долгий, но необходимый, так как только таким образом можно решить возникающие в этой области проблемы.

Нередки случаи, когда рядом с удачно «раскрученным» салоном красоты, но с незарегистрированной торговой маркой, конкуренты открывают «салон-близнец» с официальной регистрацией той же торговой марки. В результате удачному бизнесу придется переехать на новое место, сменить вывеску или профиль деятельности, либо платить «отступного». Любое из этих решений влечет за собой довольно серьезные материальные потери. Помните, в бизнесе нет мелочей.

Существуют примеры того, как успешному предприятию приходилось менять свою торговую марку из-за того, что его собственная торговая марка не была правильно и своевременно зарегистрирована, а конкуренты воспользовались подобной невнимательностью и беспечностью.