Соцопрос:
Метод оценки конкурентной позиции салона |
06.11.12 19:15 |
![]() Определение конкурентоспособности салона является неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности. Эта оценка требуется для: • разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности; • выбора партнеров по поставке оборудования, инструментов, материалов, препаратов, трудовых ресурсов; • привлечения средств инвестора в перспективе. В любом случае проведение оценки преследует главную цель: определить положение салона среди конкурентов на рынке парикмахерских услуг. Достижение этой цели возможно лишь при использовании оперативного и объективного метода оценки. Метод оценки конкурентоспособности салона базируется на том положении, что его конкурентоспособность тем выше, чем выше конкурентоспособность оказываемых им услуг. В качестве показателя, оценивающего конкурентоспособность услуги, используется соотношение двух характеристик – цены и качества. Наиболее конкурентоспособна услуга, имеющая оптимальное соотношение этих характеристик: КС = К + Ц, где К – показатель качества услуги; Ц – показатель цены; КС – показатель конкурентоспособности услуги. Чем больше разница между потребительской ценностью для клиента и ценой, которую он за нее платит, тем выше запас конкурентоспособности услуги для клиента. Основные показатели, подвергающиеся оценке, сведены в таблицу 17. Таблица 17. Показатели конкурентоспособности услуги ![]() ![]() Предварительно необходимо оценить весомость каждого показателя в конкретном салоне (своем и конкурентном). Работу по определению весомости проводят эксперты (например, руководство или мастера салона). По усмотрению экспертов может быть изменен и диапазон оценок (количество баллов). Допустим, идеальный показатель (весомость) квалификации персонала – 10 баллов, идеальный показатель качества оказания услуг – 20 баллов (общая сумма всех показателей – 100 баллов). Фактическое же состояние этих показателей в вашем салоне оценено соответственно в 1 и 2 балла, а у конкурента – в 3 и 4 балла. Оценка вашего салона: 10 х 1 + 20 х 2 = 50 баллов. Оценка салона конкурента: 10 х 3 + 20 х 2 = 70 баллов. Следовательно, конкурентоспособность вашего салона по этим двум показателям ниже салона конкурента. Необходимо подчеркнуть, что оценки в баллах фактического состояния варьируются, а показатели весомости для сравниваемых салонов остаются одинаковыми. Общий показатель конкурентоспособности комплекса услуг будет получен путем суммирования всех перемноженных фактических показателей на их весомость. Используя информацию о конкурирующем салоне, можно применить этот метод и сравнить общий уровень конкурентоспособности двух салонов. Однако отметим, что такую работу можно проделать лишь в том случае, если ваш салон имел доступ к базе данных об исследовании своего и конкурирующего салонов. Подобные исследования проводятся специальными агентствами. При отсутствии подобных данных можно воспользоваться упрощенным вариантом этого метода оценки конкурентоспособности салона. В качестве самостоятельного задания предлагаем рассмотреть три конкурирующих салона и заполнить таблицу 18. Максимальное количество баллов – 3 (низкая оценка – 1, средняя оценка – 2, высокая оценка – 3). Подсчитайте, какой из выбранных салонов получил в сумме большее количество баллов. Таблица 18. Показатели конкурентоспособности услуги ![]() ![]() На практике вовсе не будет означать, что именно этот салон наиболее конкурентоспособен, так как изначально не были определены приоритеты (весомость) показателей, по которым происходила оценка. Наиболее сложной в данном методе представляется работа по определению весомости каждого показателя и получению необходимой информации по показателям конкурентов. Опыт последних лет показывает, что далеко не все парикмахерские готовы к ведению конкурентной борьбы. Даже оказание конкурентоспособных услуг не позволяет некоторым из них эффективно реализовывать это преимущество из-за отсутствия практики использования всего комплекса средств маркетинга: эффективных методов стимулирования при реализации услуги, гибкой ассортиментной и ценовой политики. Именно о методике ценообразования на услуги парикмахерских и салонов красоты пойдет речь в следующем разделе. |